Класс 55 Deltic, возможно, самый известный из британских дизелей. Название двигателя произошло от буквы греческого алфавита, т.к. расположение оппозитных цилиндров в нем напоминает перевернутую букву 'дельта'. Двигатели Deltic стали легендой британского локомотивостроения.
Президент компании English Electric лорд Нельсон увидел потенциальные возможности двигателя, разработанного их дочерней компанией Napier для канонерских лодок Британского флота. В 1955 году по приказу Нельсона, несмотря на противодействие большой группы внутри компании English Electric, традиционно являвшейся основным поставщиком локомотивов для компании BR, был построен опытный образец тепловоза, оснащенный двумя двигателями Napier. Проводившиеся в течение нескольких лет испытания показали, что локомотив обладает огромным потенциалом. Он развивал мощность 3300 л.с. и оказался на удивление надежным.
План модернизации Британских железных дорог предусматривал электрификацию железнодорожного пути, идущего от вокзала Кинг-Кросс вдоль восточного побережья. Так как проект был далек от реализации, то для осуществления перевозок в восточном, северо-восточном регионах и в Шотландии компании нужен был дизельный тепловоз, который мог бы работать не хуже электровозов. В 1959 компания English Electric получила заказ на изготовление 22 тепловозов с новым двигателем. Они вышли с завода в 1961 году и на тот момент значительно превосходили по мощности (3000 л.с.) все остальные дизельные электровозы в мире. Лишь спустя несколько лет компании ALCo, GE и EMD стали производить подобные тепловозы с мощностью 3000 л.с.
Хотя этот дизельный тепловоз был весьма необычным по дизайну, в управлении он мало чем отличался от других локомотивов, созданных компанией EE. Правда, всегда нужно было помнить, что двигатель типа Deltic не допускает грубого обращения с дросселем, так как это может привести к автоматической остановке машины. Несмотря на эту особенность, двигатель Deltic пользовался большой популярностью у машинистов. Он позволял без особого труда управлять тяжелыми экспрессами и брать сложные подъемы, например, подъем на гору Стоук, имеющую уклон 1 в 100 (0,05%), на скорости, превышающей 90 миль в час. Применение дизелей типа Deltic позволило улучшить точность движения поездов, что в свою очередь сказалось на увеличении числа клиентов компании BR. Локомотив Flying Scotsman, оснащенный двигателем Deltic, преодолел 271 милю (433 км) от вокзала Кингс-Кросс до Ньюкасла всего за 3,5 часа, следуя со средней скоростью 71,8 миль в час (119,8 км/ч).
После 15 лет активной работы, при которой суточный пробег поезда составлял примерно 500 миль, тепловозы с двигателями Deltic ушли на второй план. Хотя небольшая нагрузка на ось делала их незаменимыми для работы на железных дорогах облегченного типа, однако высокие расходы на техническое обслуживание, нестандартные детали и узлы и несовершенство конструкции корпуса негативно повлияли на их популярность, и со временем их перестали использовать. Последний поезд с двигателем Deltic прибыл на вокзал Кингс-Кросс 2 января 1982 года, завершив таким образом целую эпоху в истории пассажирского транспорта Великобритании и уступив место менее элегантным высокоскоростным поездам с двигателями Paxman. n
Модель: класс 55
Мощность: 3300 л.с. (2640 л.с. на трассе)
Двигатель: 2 x типа Napier 18-25 18-тицилиндровый
Максимальная скорость: 100 миль в час
Год выпуска: 1961