Система высокоскоростных поездов TGV (Train a Grande Vitesse) французской национальной железнодорожной компании Societe Nationale des Chemins de fers Francais представляет собой совокупность поездов, железнодорожных линий и сигнальных технологий, позволяющих оптимизировать управление скоростными поездами (как правило, 300 км/ч, или 186 миль в час).
Впервые проект был представлен на рассмотрение в 1960-х годах, однако в то время бытовало мнение, что технология перемещения стальных колес по стальным рельсам уже продвинулась настолько далеко, насколько это вообще возможно, и правительство отказалось финансировать проект.
'В конце семидесятых началось строительство новой линии, которая должна была соединить Париж с Лионом. 27 сентября 1981 года первый участок пути был торжественно открыт президентом Франсуа Миттераном, и обтекаемые поезда ярко-оранжевого цвета сразу завоевали всенародную популярность.' Источник: http://mercurio.iet.unipi.it/tgv/background.html
TGV имел огромный успех, практически полностью преобразовав сообщение между Парижем и Лионом из воздушного в наземное и удивив экономистов тем фактом, что проект (включая расходы на строительство) окупился за первые десять лет и приносит стабильный доход.
У TGV несколько принципиальных отличий от обычных железных дорог. Сами рельсы сварены между собой и поддерживаются железобетонными шпалами, как и на большинстве обычных современных линий; однако глубина балласта больше, а оси железнодорожного пути дальше отстоят друг от друга.
Существенно отличается кривизна пути - на высокоскоростных линиях крутым изгибом считается радиус порядка 3 миль! При этом внешние рельсы немного приподняты по сравнению с внутренними, что позволяет поезду проходить кривую на большой скорости.
Еще одно отличие, которое сразу бросается в глаза - отсутствие путевого сигнального оборудования. Это объясняется тем, что на большой скорости очень сложно рассмотреть показания сигналов, и информация в цифровом виде передается непосредственно на дисплей машиниста. За большинство функций несут ответственность компьютеры.
Более чем за 20 лет ежедневных рейсов на скоростях, превышающих 300 км/ч, произошло весьма незначительное количество аварий и не пострадал ни один пассажир, так что TGV также может похвастаться практически беспрецедентной безопасностью.