Грузовые дрезины предназначены для доставки к месту работ материала, инструмента и рабочих, для чего они оборудуются грузовой платформой. Пожарные дрезины предназначены для пожарной разведки по железным дорогам, ликвидации небольших очагов возгорания, пожарные дрезины оборудуются местами для пожарной команды, насосными агрегатами, противопожарным инвентарем и некоторые емкостями для воды. Выпуск грузовых и пожарных дрезин в промышленном объеме наладил в 1950 году Горьковский завод торфпрома им. Свердлова. Первые дрезины получили обозначение ГМД-1 (грузовая) и ПМД-1 (пожарная). На дрезинах в качестве силовой установки применен двигатель ГАЗ-ММ (50 л.с.), который через сцепление, коробку передач и реверс соединен с задней ведущей осью дрезины. Грузовая дрезина – трехосная, под зад подкачена двухосная вагонная тележка с осевым редуктором на одной оси, пожарная – двухосная. Передача в осевом редукторе выполнена с использованием конических шестерен СТЗ-НАТИ, в буксах применены подшипники скольжения. Грузовая дрезина оборудована грузовой платформой грузоподъемностью 5 т., пожарная – местами для пожарной команды и для противопожарного инвентаря. Кроме того на пожарной дрезине установлен центробежный насос для воды ПН-1200. Кабина водителя на обеих дрезинах металлическая, водитель располагается перпендикулярно оси дрезины, под левой рукой водителя расположен рычаг переключения передач, под правой – рычаг тормоза, посередине – рычаг реверса. В 1952 году завод налаживает выпуск трехосных дрезин ГМД-2 и ПМД-2, в качестве задней тележки применена тележка от электростанции СЭП2 Демиховского завода. На дрезинах установлен двигатель М-20. Пожарную дрезину оснастили баком для воды емкостью 600 л, места для пожарной команды теперь стали открытыми. Кабина дрезин унифицирована с кабинами ПД-1 и СМД-1 и имеет обрубленную заднюю стенку. Расположение рычагов управления в кабине аналогично автомобилю, тормоз выведен на рулевую колонку. Эти дрезины завод выпускает до 1955 года, после чего их начинает выпускать ДМЗ. От горьковских дрезин они практически не отличаются, за исключением немного изменившихся размеров и кабины, получивших округлую заднюю стенку. Количество грузовых дрезин значительно превышало количество пожарных, поэтому последующее изменение конструкции коснулось только грузовых дрезин: тележку от СЭП2 (база 1010 мм) заменили на тележку от СЭП2М (1020 мм), полностью применили капот и кабину от автомобиля ГАЗ-51, дрезина получила обозначение ГМД-3.В 1962 году завод начинает выпускать двухосные грузовые дрезины ГМД-4 (модель 52-056), а с 1965 пожарные – ПМД-3 (52-058). На дрезинах устанавливается двигатель М-21 (75 л.с.), задняя одноосная тележка практически полностью унифицирована с передней. Кузов дрезины выполнялся либо с деревянными, либо с металлическими бортами, кроме того может быть установлен тент. На пожарной дрезине установлен шестеренчатый самовсасывающий насос НШ-600. Согласно паспорту грузовая дрезина на равнинных участках может эксплуатироваться с одной четырехосной платформой. В 1974 году ДМЗ выпустил несколько дрезин ГМД-4М (аналогичны ГМД-4) для поставки в Грецию на строительство электростанции Филиппи, в отличии от серийных они имели ярко-оранжевую окраску и надписи на английском языке. В том же 1974 году эти дрезины, несколько платформ и вагонов-дозаторов производства ДМЗ были отгружены получателю в порту Одесса.