Бывший Орловско-Витебский вокзал и бывший Елецкий вокзал (полустанция Орёл) сильно пострадали во время войны. Восстанавливать вокзал было решено на прежнем месте, но разобрав до основания руины старого. Цокольный этаж почти не пострадал и он был сохранен в первоначальном виде. Однако, в архивных документах упоминается, что здание вокзала начало работать с 1946 года. Нынешнее здание Орловского вокзала, было построено в 1949 – 1950 годах по уникальному проекту архитектора С.А.Мхитаряна в стиле русского классицизма. При детальном анализе планировки современного здания становится очевидно, что новый вокзал был выстроен на основе старого. Здание просторно и в то же время лишено ненужных пустот. По некоторым данным, в восстановлении вокзала, как и мощении центральной улицы Ленина брусчаткой участвовали пленные немцы. Внешнее здание терминала построено в европейском стиле. В СССР Орловский железнодорожный вокзал считался одним из самых красивых вокзалов в стране.